Магия         
    свечей

Меню сайта

Разделы

Категории раздела
КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОКЛЯТИЯ? [10]
МЕХАНИЗМ ПРОКЛЯТИЙ [2]
БЫТОВЫЕ ПРОКЛЯТИЯ [5]
ОДИНОЧЕСТВО И ПРОКЛЯТИЯ [6]
РОДИТЕЛЬСКИЕ И РОДОВЫЕ ПРОКЛЯТИЯ [2]
ЦЕРКОВНЫЕ ПРОКЛЯТИЯ [3]
ПРОКЛЯТИЕ И КЛЯТВА [1]
ЗАЩИТА ОТ ПРОКЛЯТИЙ [3]
СНЯТИЕ ПРОКЛЯТИЙ МОЛИТВАМИ [5]
СНЯТИЕ ПРОКЛЯТИЙ ЗАГОВОРАМИ [9]

Главная » Статьи » ПРОКЛЯТИЯ » ПРОКЛЯТИЕ И КЛЯТВА

ПРОКЛЯТИЕ И КЛЯТВА
Слова клятва и проклятие являются однокоренными.
Давайте разберемся что общего и чем различаются клятва и проклятие.

Различного рода источники - жизнеописания, хроники, истории, договоры, декреталии, буллы, судебники, философско-богословские трактаты - пестрят упоминаниями о клятвах, которые даются рядовыми гражданами, царствующими особами, деятелями церкви.
Одновременно упоминаются и проклятия, которые сыплются на головы клятвопреступников, еретиков, лиц, совершивших различного рода проступки, несовместимые с религией, моралью или правом.

КЛЯТВА есть торжественное обещание что-либо сделать (не сделать) или подтверждение сказанному, сделанному (не сделанному).

Можно выделить функционирование клятвы на двух уровнях:
1) клятва в обыденной речи, когда ее произносили в силу привычки;
2) клятва, которая действительно имела силу как на уровне государственной, так и частной жизни, совершалась публично, в храмах, у алтарей или в специально отведенных местах.
В первом случае клятва - простой фразеологизм. Достаточно перелистать диалоги Платона, чтобы заметить, что в любой речи, для подтверждения истинности слов, чувств, действий, всегда присутствует клятва. Но это не собственно клятва, это речевой штамп, особенность речи грека.
Во втором случае клятва имела ярко выраженную цель, которую необходимо было достичь. Эти клятвы произносились для заключения договоров, союзов, они приносились в суде, на спортивных состязаниях, при осуществлении тайных мистерий. Эти клятвы сопровождались соответствующим ритуалом, имели обязательную силу и охранялись законом.

Клятводействие включает в себя: клянущиеся стороны, свидетелей (людей, богов, которыми клянутся), священный предмет, ритуал и текст (содержание) клятвы. Иногда играет роль и место, где приносится клятва.

Важнейшую роль в клятве играло божество. Главное место в клятводействии у греков и римлян занимал Зевс (Юпитер). Кроме того, клялись Герой, Аполлоном, Артемидой, Аресом, Афиной Палладой, Гефестом, Афродитой, Гермесом, Деметрой, Гестией, Посейдоном, просто "всеми богами и богинями", а также богами и богинями местного значения. Клялись героями, собственной жизнью, своими качествами, жизнью детей и близких людей, каким-нибудь предметом, именем царя или именем того, кому дана клятва.
Клянутся богом, Христом, отцом, сыном и святым духом, девой Марией, многочисленными святыми, христианским спасением, реликвиями, именем короля, императора, папы. То, чем клялись, определялось содержанием данной религии, социально-политической обстановкой, целью, ради которой приносилась клятва. Важно одно: клятва всегда была связана с каким-либо сверхъестественным существом или носителем его свойств.

Для того чтобы клятва имела силу, она должна быть совершена по определенным правилам. Прежде всего, необходим священный предмет, на котором приносится клятва. В качестве такового у греков, римлян, семитов и других народов выступало жертвенное животное. Это мог быть баран, конь. При заключении союза греков (наемников Кира) с варварами были принесены в жертву бык, кабан и баран. У иных народов в клятве использовались вол, козел, собака, птица. Но уже в античности для принесения клятвы использовались и предметы. Так, фокейцы, покидая свой город, "погрузили в море кусок железа и поклялись, что не вернутся в Фокею прежде, чем это железо не всплывет".

Для любой клятвы всегда характерен определенный ритуал. Как показал Д.Д. Фрэзер, животное рассекалось пополам, и клянущиеся стороны проходили между половинами или приносили клятву, стоя на одном или нескольких животных или их частях. Существует множество вариантов этого ритуала.

В средневековье клятву давали, положив руку на священные предметы. Особый ритуал существовал при принесении клятвы вассальной верности.

Поскольку клятва была повседневным фактом жизни на протяжении длительного времени, то для усиления ее воздействия на клянущихся была выработана своеобразная иерархия клятв.
Были клятвы "нестрашные", "страшные", "необычные", "величайшие".

Клятва Стиксом или над водой Стикса - самая страшная, этой клятвой клянутся даже боги.

С появлением развитого права возникает такая форма клятвы , как присяга, а с усилением роли религии - обет.

Религиозное ПРОКЛЯТИЕ есть торжественное осуждение религиозной организацией инакомыслящего и инакопоступающего, выражающееся в полном с ним разрыве, отторжении его от общества. Проклятие возникает как антипод клятвы, оно, как и клятва, есть порождение института табу - осуждение ближнего за нарушение запрета. Проклятие наиболее ярко выражает регулятивную роль культа, это санкция за антиповедение, отклонение от принятых стандартов, за нарушение клятвы, договора, церковных правил, за еретическо-атеистическое мировоззрение и образ жизни. Поле применения проклятия весьма обширно, оно выступает как универсальное средство воздействия на жизнь человека.

Процедура проклятия включает в себя провозглашающего проклятие, проклинаемую сторону, сверхъестественное, от имени которого должно "действовать" проклятие, текст (содержание) и ритуал проклятия.

Проклятие функционирует на двух уровнях. Во-первых, это колдовская, магическая деятельность в частной жизни, скрытая от общественных институтов. Она выражалась как в собственно проклятиях за совершенные проступки, так и в заклятиях, наговорах как средствах предотвращения каких-либо негативных действий, в случае свершения которых проклятие должно было вступить в силу. Эти проклятия произносились в адрес нарушителей верности, осквернителей могил, должников, личных врагов и пр. Выражалось это в посвящении данного лица богу, вследствие чего посвященный богам "поступает" под их непосредственное влияние, которое не могло не быть гибельным. Во-вторых, это проклятия, провозглашаемые открыто, на государственном уровне, идущие от господствующих религиозных институтов. Такие проклятия - неотъемлемый элемент религиозного культа, входящий в структуру мировоззрения. Проклятие есть следствие нарушения клятвы - клятвопреступления. Соответственно наказание идет от тех богов, которыми клялись, и от богинь мщения Эриний.

Ритуалы проклятий разнообразны . Так, Андокида за святотатство "жрицы и жрецы, ставши лицом к западу, прокляли и потрясли багряницами по стародавнему обычаю". В Древнем Риме проклятия зачастую осуществлялись в виде свинцовых табличек, на которых писалось имя человека с целью предоставить его в полную власть бога и лишить его жизни.

В иудаизме и христианстве проклятие совершалось в синагоге и в церкви. Характерен пример с проклятием (отлучением) Б. Спинозы: были зажжены черные свечи, кантор прочел слова проклятия, "один из служителей аккомпанировал ему звуками рога. Затем свечи были опрокинуты, и тающий воск капля по капле стекал в огромный сосуд, наполненный красной жидкостью; наконец их совсем потушили, погрузив в эту жидкость, и среди наступившей тьмы собрание громким молитвенным воплем выразило свое отвращение к отверженному".

Проклятие, как и клятва, постепенно дифференцируется, приобретает определенные формы и сферу действия, превращаясь в собственно церковное наказание и становясь дисциплинарной мерой. В иудаизме различалось четыре вида основных церковных наказаний: незифа, шамта, ниддуй и ***ем. Последнее - самое грозное, оно выступает как проклятие и соответствует христианской анафеме. Подвергнутому ***ему воспрещалось всякое общение с людьми, посещение синагоги, пища предписывалась самая скромная. Дети его изгонялись из школы, жена - из синагоги, умерших членов семьи запрещалось хоронить, над его новорожденными мужского пола не совершался обряд обрезания, по его смерти могилу забрасывали камнями.

Христианство заимствует из античных культов и из иудаизма идею церковного наказания в целом и его высшую форму - проклятие. В качестве часто применяемых наказаний выступают покаяние и отлучение. Последнее состояло в отторжении верующего от церкви на определенный срок в зависимости от тяжести прегрешения, после отбытия которого, через покаяние, а если надо - и отречение от еретических мыслей, он мог быть вновь возвращен в лоно церкви. Этот вариант отлучения получил название "простого отлучения", оно стало функцией низших церковных судей. В дальнейшем возникла еще одна форма отлучения - "торжественное отлучение", его мог произносить епископат. Это отлучение совмещалось с произнесением церковного проклятия, и связь отлученного с церковью прерывалась навсегда. В православии торжественное отлучение известно как "велик ое отлучение", или анафема, равнозначное иудаистскому ***ему. Анафема выступает как проклятие, как осуждение вещи или человека на уничтожение через передачу его в собственность бога.

Проклинали живых и мертвых, мирян и клириков, простых людей и монархов, отдельных лиц, семейства, общины, церкви, города, государства. Последствия торжественного отлучения (анафемы) - самые разнообразные. В основном это исключение отлученного из участия в богослужении, принятии таинств, запрещение с ним молиться, есть, пить, спать и пр. Отлученный не мог занимать различных должностей, заключать договоры, сделки, составлять завещание, он не мог обратиться в суд, т.е. проклятие (отлучение с анафемствованием) сопровождалось потерей гражданских прав, а зачастую и жизни.

Придать действенность клятве и проклятию возможно только благодаря магическим действиям со священными предметами - книгой (Библией), мощами, крестом, оружием, черными свечами, которые составляют фетишистское содержание ритуалов. Эти предметы рассматриваются как носители сверхъестественного, они не только являются символами бога, но и дают возможность непосредственного контакта с ним - достаточно положить руку на Библию, поцеловать крест, оружие (в клятве) или опустить свечу вниз и потушить ее (в проклятии). Поскольку ритуал клятвы и проклятия со временем упорядочивается и канонизируется, набор магических действий и фетишей становится ограниченным. Это придает им священный характер и одновременно делает их понятными и приемлемыми для всех.

По материалам С.И. ОРЕХОВА "КЛЯТВА И ПРОКЛЯТИЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА"
Категория: ПРОКЛЯТИЕ И КЛЯТВА | Добавил: sv (13.03.2010)
Просмотров: 3256
Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz